Сценарии
Сценарий мероприятия
“Уральский сказочник”
Павел Петрович Бажов
Цель занятия:
– знакомство с творчеством уральского сказителя П.П. Бажова
– знакомство с частью нашей большой страны – Уралом
– продвижение и обзор книг
– прививать интерес к книгам, любовь к чтению.
Ведущая – Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказов великого уральского писателя Павла Петровича Бажова. (чтение названия мероприятия, просмотр портрета автора)
Ведущая – Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: еще при Петре I возникли здесь первые заводы и рудники.
Урал наш батюшка богат и могуч, богатства его неисчислимы. А открываются они только смелым, да умелым, да чистой душе.
– Эта земля славится талантами. Жил когда-то на Урале замечательный человек, великий русский писатель Павел Петрович Бажов (портрет), сказитель земли Уральской. История этого края неразрывно связана с его именем. 28 января 2024 года ему исполняется 145 лет. Вот он – то и рассказал миру об Уральских умельцах, прославил в своих сказах родной край.
– На Урале, что ни слово,
Что ни речь- то целый клад!
Сказы дедушки Бажова
Знает нынче стар и млад!
Работа с книгой «Большое путешествие по России»
Богатства Хозяйки медной горы.
Диалог девочки Шуры с домовёнком Терёшей про Уральские горы, по ним проходит граница между Европой и Азией. Рассказ про Екатеринбург – столицу Урала.
Ведущая – Познакомимся поближе с творчеством Павла Петровича Бажова.
Просмотр биографии (видео) – презентация.
Обзор книг П.П.Бажова (книжная выставка),представлены шкатулки с ящерицами.
Просмотр мультфильма «Малахитовая шкатулка»
Подведение итогов.
Ведущая – Надеюсь, что вам всем приятно было познакомиться или вспомнить сказы Бажова.
И становится делом слово,
Продолжается сказ Бажова,
В каждом камне – цветы цветут…
Продолжаются Жизнь и Труд!
Наше с вами путешествие подошло к концу. Хотелось бы пожелать вам дальнейших поисков красивого и необычного в нашей обыденной жизни, берегите и храните то, что остается нам от предков и от великих людей в наследство.
Предложено домашнее задание каждому индивидуально: Кроссворд «Сокровища Уральских гор». Нарисовать понравившегося героя из произведений уральского сказочника.
Сценарий мероприятия
к 85- летию Хабаровского края
Берег дальней России
– История освоения дальневосточных территорий начинается с 17 века. Русские землепроходцы шли на восток, чтобы «проведывать новые земли», привести их под государеву руку и установить торговые связи.
– В 1639 г. группа казаков во главе с Иваном Москвитиным вышла к Охотскому морю. В устье р.Улья на берегу моря был основан первый острог (укреплённый пункт). Казаки исследовали морское побережье и собрали первые данные об Амуре. Этим была начата эпоха русских открытий на Дальнем Востоке.
– В 1643 г. на розыски неизведанной Даурской земли (так называлось в то время западное Приамурье) Якутское воеводство направило отряд казаков под руководством Василия Пояркова. Весной следующего года, спустившись по Зее, отряд достиг Амура. Поярков составил достаточно полное описание реки, хозяйства и быта местных народностей.
– Сведения о богатствах Амура пробудили интерес к нему со стороны сибирских промышленников. Вслед за Поярковым сюда пришёл вологодский крестьянин, уроженец Великого Устюга Ерофей Хабаров.
– Его отряд, состоящий из 100 человек, вышел на Амур в 1650 году другим путём: вниз по Лене, затем по её притоку Олекме. Часть отряда укрепилась в даурском городке Албазино. С этого времени вокруг Албазина строятся новые поселения , развиваются промыслы, зарождается торговля.
-В 1682 г (через 43 года) в составе русского государства появляется Албазинское воеводство. Так в 40-60-е годы 17 века произошло фактическое присоединение Приамурья к русским владениям.
– В середине 18 века Россия сделала важнейшие открытия на Дальнем Востоке. Экспедиция Григория Ивановича Невельского доказала проходимость устья Амура для морских кораблей и окончательно установила, что Сахалин – это остров.
– В 1850 г. Невельской поднялся в устье Амура и основал первый военный пост – Николаевский.
– 1853 – 1856 годы – время так называемых амурских сплавов, которые положили начало эпохи заселения Приамурья огромными людскими массивами.
– Эти сплавы, организованные генерал-губернатором Николаем Николаевичем Муравьёвым – Амурским на плотах, баржах, паромах, стали прологом хозяйственного освоения нового края.
– В 1856г. царское правительство утвердило образование Приморской области Восточной Сибири, в состав которой вошли прежняя Камчатская область, Охотское побережье и Приамурье.
– В 1909 г. она была разделена на три: Приморскую, Сахалинскую и Камчатскую. В ноябре 1920 г. на дальневосточной карте появилась новая область – Приамурская, выделенная из состава Приморской. Её центр – Хабаровск.
– Следующий этап – декабрь 1923 г. : административный центр Дальнего Востока перенесён из Читы в Хабаровск, а в январе 1926 г образуется Дальневосточный край. Так было до 20 октября 1932 года, когда здесь были созданы четыре области (Амурская, Камчатская, Сахалинская и Приморская).
– И только 20 октября 1938 года Дальневосточный край разделён на Хабаровский и Приморский край.
Игра «Дорога на восток» (Разделиться на две команды)
Первый тур – «Землепроходцы»
-Землеходцы пришли босые,
Топором прорубая путь.
Не забудь их, моя Россия
Добрым именем помянуть!
Не найдёшь той минуты краше,
Когда люди сказать смогли:
Всё здесь русское, всё здесь наше –
От Москвы до конца земли… (П. Комаров)
Задание:
– Перед вами портреты и имена первопроходцев: Григорий Невельской, Ермак, Хабаров Ерофей, Семён Дежнёв, Владимир Арсеньев, Витус Беринг, Василий Поярков, Иван Москвитин.
– Используя эти имена, ответьте на вопросы:
- В честь этого мореплавателя названы пролив, остров, море. (Беринг)
- Именно с этого человека начинается движение в края незнаемые, т.е. землепроходство. (Ермак, было это в 1583 г)
- Уроженец Великого Устюга, землепроходец, предприниматель, занимался хлебопашеством, солеварением. (Хабаров)
- Исследователь, в результате его экспедиций горная страна Сихотэ-Алиня перестала быть неведомой землёй. (В. Арсеньев)
- Этим мореплавателем доказано, что Сахалин – остров и Амур судоходен. (Г. Невельской)
- Сам того не подозревая, открыл пролив между Азией и Америкой. (С. Дежнёв)
Второй тур – «Первые поселения»
Ни церквей на холмах зелёных,
Ни плакучих берёз в полях –
Только кедры на чёрных склонах,
Где за соболем шёл гиляк.
Но сейчас, кого ни спроси я,
Все ответят наперебой:
Ты и здесь мне мила, Россия,
С неподкупной своей судьбой. (П. Комаров)
Задание:
– Перед вами наименование населённых пунктов, созданных в первые годы освоения сурового края: Совгавань, Охотск, Хабаровск, Якутск, Албазин, Комсомольск-на Амуре, Николаевск, Благовещенск.
– Ответьте на следующие вопросы:
- Этот посёлок по праву можно назвать отцом всех поселений края, дата его освоения – 1647 год (Охотск)
- Назовите город, который строился на месте села Пермского, основанного в 1860 году переселенцами. (Комсомольск-на-Амуре)
- 13 августа 1850 года Г. Невельской в присутствии гиляков и при салюте из ружей поднял русский флаг – так был основан 1-й военный пост на Амуре (Николаевск)
- Этот острог являлся базой для освоения всего северо-востока Сибири и Приамурья (Якутск)
- 1858 год – год основания этого города 13-м линейным батальоном под командованием капитана Якова Дьяченко (Хабаровск)
- Какой острог , воздвигнутый Е. Хабаровым в 1649 году стал крепостью против захватнических набегов маньчжур? (Албазин)
(Маньчжурия – историческая область на северо- востоке современного Китая. До 1858-1860 годов в понятие «Маньчжурия» включались также территории, отошедшие к России по Айгунскому договору (1858) и Пекинскому трактату (1860), то есть современные Приамурье и Приморье. Эти территории в 19 веке иногда именовались «Внешней Маньчжурией») – для справки.
Третий тур – «Исторический конкурс».
Из века в век шёл крепкий русский человек
На дальний север и восток неудержимо, как поток.
Он шёл в безвестные края
Чрез тундры, реки и хребты, чрез быстрину и высоты,
Пока в неведомой дали он не пришёл на край земли,
Где было некуда идти, где поперёк его пути,
Одетый в бури и туман встал необъятный океан.
Задание: – Перед вами слова, понятия, напрямую связанные с первопроходцами, переселенцами: ясак, коч, острог, мягкая рухлядь, струг, плот, аманат, рыбий зуб. Попробуйте определить их значение:
- Заложник, чаще всего местный житель. (аманат)
- Моржовые клыки, ценившиеся наравне со слоновой костью (рыбий зуб)
- Деревянное укрепление, окруженное частоколом. (острог)
- Дань, налог, взымаемый с местного населения в пользу государства. (ясак)
- Основное средство передвижения первых переселенцев на Амур . (плот)
- Лодка – долблёнка, сделанная из одного цельного дерева. (струг)
Четвёртый тур – «Хабаровск»
Исчезнет облаков курчавая отара,
Предутренний рассеется дымок.
И вот встаёт хребтами крыш Хабаровск
На гребнях трёх задумчивых холмов.
Задание: Перед вами достопримечательности нашего краевого центра: Комсомольская площадь, железнодорожный мост, Иннокентьевская церковь, памятник Е.П.Хабарову, площадь имени Ленина, памятник Муравьёву-Амурскому, каменная черепаха, Дальневосточная Государственная научная библиотека.
– Узнайте эти достопримечательности.
- Эта площадь раньше называлась Соборной. (Комсомольская площадь)
- В этом здании долгое время был планетарий. (Иннокентьевская церковь)
- В течении нескольких лет это сооружение было величайшим в мире. (железнодорожный мост , длина 2 км 599 метров)
- История этого памятника драматична. Он был создан на народные деньги в 1891 году, в 1925 году уничтожен и только в 1992 году вновь занял своё место. (памятник Муравьёву-Амурскому)
- Эта площадь за всю историю города носила разные названия: Николаевская , Свободы (площадь Ленина)
- С 1900 по 1920 гг. на этом месте стоял памятный обелиск строителям Уссурийской железной дороги, в 1920 г. разрушен японскими интервентами. Что стоит на этом месте теперь? (памятник Хабарову)
Пятый тур – «Дуэль»
Задание: Вам предлагается финальная игра «Дуэль». Перед вами слово, а вы должны составить максимальное количество слов, используя буквы данного слова. Слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
Это слово – поселение.
Игра закончена.
Подводятся итоги.
Вручаются призы.
Сценарий литературного праздника, посвященного творчеству Михалкова Сергея Владимировича
Сценарий праздника « Поэт из страны Детства»
Цель:
дать представление учащимся о жизни и творчестве С. В. Михалкова;
обобщать и систематизировать знания о творчестве писателя;
расширять круг чтения детей,
развивать речь учащихся, выразительность чтения, образное мышление, любознательность, творческие способности;
воспитывать интерес к читательской деятельности, творчеству Михалкова, положительные качества: дружелюбие, товарищество.
Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг писателя, рисунков
учащихся к его произведениям, костюмы к сценкам.
Ход праздника:
Ведущий Добрый день ребята! Надеюсь, что сегодня день будет не только добрым, но и весёлым, потому что мы его проведём в компании весёлых друзей – героев произведений С. Михалкова. Праздник детской книги «Книжкины именины» был проведён по инициативе детского писателя Льва Кассиля 26 марта 1943 года в Москве. Школьников пригласили в Колонном зале Дома Союзов, где они слушали выступления писателей, некоторые из которых приехали с фронта. Название праздника придумано Львом Кассилем.
Многим из вас хорошо известны его стихи , а некоторые может, только сегодня познакомятся с его творчеством. Михалков не только известный детский писатель и поэт. Он автор пьес, сценариев, басен, переводов. А ещё он создал текст гимна России.
Сергей Владимирович родился 13 марта 1913 года в Москве. Задорный и весёлый, поэт, сатирик, сказочник и баснописец.
Стихи он стал писать очень рано, а когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. Так что его произведения читали ещё ваши дедушки и бабушки.
Сегодня мы отправимся в путешествие в поэтический мир С. Михалкова
Давайте вспомним несколько его стихов. А ребята нам помогут.
Звучат стихи «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Сашина каша», «Чистописание» «Бараны», «Рисунок»
Ведущий. В 1944 году в год 100-летия И. А. Крылова писатель А. Н. Толстой
посоветовал Михалкову снова начать писать басни. С тех пор их вышло
великое множество, и в каждом свой смысл, своя наука. Чтение басни, которая называется «Заяц – симулянт»
А знаете ли вы, о чем мечтал в детстве С. В. Михалков?
Звучит стихотворение «Несбывшиеся мечты»
Ведущий: Имя Сергея Михалкова с 1938 года не сходит с афиш. Во многих
театрах страны шли его пьесы и сказки. Сегодня одну из сказок вам покажем (мультфильм «Как старик корову продавал»)
Ведущий: В годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Ему приходилось писать очерки и заметки, стихи и юмористические рассказы. А для детей Михалков в это время не писал.
Ведущий: Назовите одного из самых известных литературных героев С.Михалкова?
Отгадайте загадку:
Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги. (Дядя Степа)
Впервые стихи про дядю Стёпу были напечатаны в журнале «Пионер». А было это так. В 1935 году в редакцию журнала пришёл худощавый молодой человек, волнуясь, сказал: «Я принёс стихи». Редактор начал читать о том, как
В доме восемь
Дробь один
Жил высокий гражданин
По фамилии Степанов
И по имени Степан.
Редактор, оторвавшись от листка, посмотрел на автора, и так как перед ним стоял достаточно высокий гражданин, то редактор решил, что он написал стихи про себя самого и спросил: «Ваша фамилия Степанов?» Но автор ответил «Михалков, Серёжа». Дочитав, стихотворение редактор сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но боюсь, художник не успеет сделать иллюстрации» и тут же добавил: «Не нужен художник. Нам нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем Вас. Вы вылитый дядя Стёпа» и потом многие думали, что дядя Стёпа и Михалков это одно и тоже лицо.
– Ведущий: Ребята, кто знает, сколько книг про дядю Степу написал Сергей Владимирович? Какие? («Дядя Стёпа» «Дядя Стёпа – милиционер» «Дядя Стёпа и Егор» «Дядя Стёпа – ветеран».)
– Перечислите прозвища Дяди Степы. (Каланча, Маяк, Светофор )
Ведущий: Давайте проведем игру «Доскажи словечко»
Я читаю отрывок из стихотворения С. Михалкова , ваша задача добавить последние слова.
Внимание.
1.Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята —
Их по счету ……… (ровно пять),
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный.
И на мостике горбатом
Повстречался с ……(белым братом)
В одном переулке
Стояли дома.
В одном из домов
Жил упрямый… (Фома),
Я карандаш с бумагой взял
Нарисовал дорогу.
На ней быка нарисовал
А рядом с ним……..(корову).
Он растёт, боясь мороза,
У папы с мамой на виду.
Как растение мимоза
В ботаническом … (саду).
Дядя Стёпа с тротуара
Достаёт до чердака.
Сквозь огонь и дым пожара
Тянется его (рука).
По палатам слышен шёпот,
Слышен громкий разговор:
– Родился у дяди Стёпы
Сын по имени … (Егор)!
Нос распух, не видно глаза.
Перекошена щека.
И, впиваясь, как игла.
На хвосте жужжит (пчела)
Кто не знает дядю Стёпу?
Дядя Стёпа всем знаком!
Знают все, что дядя Стёпа
Был когда-то (моряком)
Вот мостовую расчищая.
С пути сметая сор и пыль.
Стальными щётками врашая.
Идет смешной (автомобиль)
Женя празднует рожденье
Юбиляру -восемь лет!
Подарили гости Жене
Пушку, танк и (пистолет).
Ведущий:
Михалков не только писал сам стихи, но и переводил стихи зарубежных поэтов
«Где очки?» (Ю.Тувим) (Новожилов С.)
-Что стряслось у тети Вали?
-У неё очки пропали! –
Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой.
С головой залезла
Под матрац, под одеяло.
Заглянула в ведра, в крынки,
В боты, в валенки, ботинки.
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула.
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.
Снова шарит под подушкой,
Снова ищет за кадушкой.
Засветила в кухне свечку,
За свечой полезла в печку.
Обыскала кладовую –
Всё напрасно! Всё в пустую!
Нет очков у тети Вали –
Очевидно, их украли!
На сундук старушка села.
Рядом зеркало висело.
И старушка увидала,
Что не там очки искала.
Что они на самом деле
У неё на лбу сидели.
Так чудесное стекло
Тете Вале помогло.
А сейчас загадки будем загадывать!
Их автор – болгарский поэт Асен Босев, а перевёл на русский язык…, конечно, С. Михалков.
Что вы знаете, ребятки.
Про мои стихи-загадки
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет – молодец!
Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил.
А индюшек лучший друг.
Угадайте – кто? (Индюк!)
Да! Индюк! Признаться, братцы,
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо –
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или (Собака)?
Не зовут собаку Шавкой.
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает как (Кошка!)
Верно, верно! Угадали,
Будто где её видали!
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.
Посмотрите-ка, ребята
Тут лисички, там – опята,
Ну, а это на полянке
Ядовитые (Поганки!)
Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами.
И пришли на кухню сами,
И сказали: Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите,
Обожаем поваров!
Ненавидим (Докторов!)
Ведущий: Жизнь и творчество этого писателя не отделимы от жизни страны…
В 1943 году Михалков стал автором нового гимна страны, он же в 2001 году стал автором текста Гимна новой России.
Вы конечно, знаете слова, которые выбиты на Могиле Неизвестного
солдата в Москве у Кремлевской стены: « ИМЯ ТВОЕ НЕИЗВЕСТНО,
ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН».
Эти слова тоже принадлежат Сергею Владимировичу Михалкову – детскому
поэту, которого уже многие годы справедливо называют классиком детской
литературы.
Ведущий:
На протяжении всего долгого жизненного пути Михалков был
удостоен множества государственных наград.
Давайте разгадаем Кроссворд по произведениям Михалкова.
Ведущий: Мы надеемся, что после сегодняшнего мероприятия, те из вас, ребята, кто ещё не читал произведения С.В.Михалкова, обязательно прочтут их.
Сценарий «Будь другом природе!»
по биографии и творчеству писателя-анималиста
Михаила Михайловича Пришвина
Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята! Мы рады видеть вас всех на нашем мероприятии «Будь другом природе!»
Праздник детской книги «Книжкины именины» был проведён по инициативе детского писателя Льва Кассиля 26 марта 1943 года в Москве. Школьников пригласили в Колонном зале Дома Союзов, где они слушали выступления писателей, некоторые из которых приехали с фронта. Название праздника придумано Львом Кассилем.
Ролик «Такой удивительный мир»
Ведущий 1: О чём пойдет речь на нашем мероприятии? Жил на свете добрый волшебник. Бывают ли на свете волшебники? Вы скажете: «Конечно, но только в сказках». А вот и нет.Жил на свете такой добрый волшебник. Он понимал язык зверей и животных. И сам с ними разговаривал. И разговор деревьев он понимал. И с цветами здоровался, и воду из шляпки гриба пил, и капель пела песни… Кто же был этот волшебник? (включить на экране портрет Пришвина М.М.) А волшебником этим был хороший, добрый писатель Михаил Михайлович Пришвин. Он любил природу, умел её видеть и слышать. Особенно Михаил Михайлович любил русский лес. Он писал: «Пусто никогда не бывает в лесу и если кажется пусто, то сам виноват».
Ведущий 2: Лес – это большой дом, где по соседству «живут» самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Животные находят в лесу разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства – норы, гнезда, берлоги.
Ведущий 1: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Сегодня мы познакомимся с произведениями этого автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой.
Ведущий 2: С детства Михаил Пришвин был любознательным и частенько задавал взрослым «глупые» вопросы. Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще маленький, не поймешь!». Поэтому мальчик рос и наблюдал, много замечал и делал для себя заметочки. Очень любил природу, удивлялся разным зверюшкам, изучал их повадки, их жизнь. Дружил с разными зверьками и птичками. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав есть свой язык, могут разговаривать они совсем как люди.
Всю свою жизнь Пришвин посвятил поискам необычного в природе. Свои путешествия он называл «охотой за находками». В «доме на колесах» – специально приспособленной для длительных поездок машине – он вместе с женой Валерией Дмитриевной путешествовал по разным местам. Путешествуя, Пришвин постоянно вел дневник, в который заносил свои наблюдения за окружающей природой, жизнью, бытом, обычаями людей разных уголков России.
Михаил Михайлович много путешествовал. Книги Пришвина – это его личные впечатления, это всё увиденное и пережитое им самим.
Ведущий 1: Результатом всех наблюдений Пришвина стали его произведения, объединенные общим названием «Родники Берендея», «За волшебным колобком», «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Лесная капель», «Охотничьи были», «Глаза земли», «Календарь природы», «Времена года».
Ведущий 2: Любил Михаил Пришвин лес. Шёл он туда за открытиями. «Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и, может быть, никто ещё в своей жизни с этим не встречался», – писал Пришвин. Пусть и для вас каждая встреча с природой станет чудесным открытием. А помогут совершать эти открытия рассказы Михаила Михайловича Пришвина! Ребята, о чем писал Пришвин? (Он писал о зверятах, о растениях, о птицах). О каких конкретно мы с вами сейчас узнаем, отгадав наши загадки.
Загадки о природе:
Зимой спит, летом ульи ворошит (Медведь)
Сама холодная, а людей жжет (Крапива)
Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички (Ромашки)
Днем молчит, ночью кричит (Филин)
Вьется веревка, на конце головка (Змея)
Две сестры весной зелены, к лету одна краснеет, другая чернеет (Смородина)
Мастер шубу себе сшил, иглы вынуть позабыл (Ёж)
Ведущий 2: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали! А сейчас мы предлагаем вам просмотреть видеосюжет по рассказу Михаила Пришвина «Ёж». Смотрите внимательно, потому что потом вам предстоит ответить на вопросы викторины.
Видеосюжет «Рассказ М.Пришвина «Ёж»
Викторина по рассказу М.Пришвина «Ёж»
- Где встретил автор ежа?
- На берегу озера
- На берегу ручья (правильный ответ)
- Около дороги
- Около дома
- Куда откатил рассказчик ежа после первой его с ним встречи?
- В шляпу (правильный ответ)
- В сумку
- В корзину
- В шапку
3.Что напоминала лампа ёжику в доме хозяина?
- Луну (правильный ответ)
- Солнце
- Одинокую звезду
- Фонарик в ночном парке
4.Чем представлялись ежу ноги хозяина во время ночной прогулки?
- Стволами деревьев (правильный ответ)
- Столбами
- Ногами медведя
- Ногами охотника
- Зачем ёжику понадобилась газета?
- Для гнезда (правильный ответ)
- Вместо игрушки
- Чтобы кушать
- Для чтения
- Что случилось с ёжиком дальше?
- Хозяин подарил ёжика другу
- Ёжик остался у хозяина жить (правильный ответ)
- Ёжик убежал в лес
Ведущий 1: Мы с вами убедились, что птицы, животные изобретательны, похожи на людей. О них еще говорят: «братья наши меньшие». В своих произведениях Пришвин очень точно описывает и самих животных, и их поведение, и повадки зверей, и явления природы. Читая его рассказы, становится очевидным, что писатель живёт природой, дружит с ней, разговаривает, делится с ней своими тайнами, и природа отвечает ему тем же. Звери и птицы у Пришвина кукуют, гудят, свистят, шипят, орут, пищат; каждый из них по-своему двигается.
Чтение «РЕБЯТА И УТЯТА»
РЕБЯТА И УТЯТА
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл.
— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
— Пустим.
— Вот то-то «пустим»! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
— А вон сидит! — хором ответили ребята.
И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.
Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:
— Счастливый путь, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
— Что вы смеётесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья!»
И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:
— До свиданья, утята!
Ведущий 2: Давайте проведем викторину по рассказу М.Пришвина «Ребята и утята».
1.Как звали в рассказе дикую уточку?
А)Кря-кря.
Б)Нарт-нарт.
В)Чирок-свистунок.
2.Куда вела утка своих утят?
А)Из болота на речку.
Б)Из леса в озеро.
В)Из деревни в город.
3.Где утка вывела своих утят?
А)На кочке, в болотистом лесу.
Б)В камышах, на берегу озера.
В)На дереве, в теплом гнездышке.
4.Почему так далеко от озера пришлось выводить утят?
А)Утка-мама боялась лисы.
Б)На озере не было еды.
В)Весной озеро широко разливалось, и не было прочного места для гнезда.
5.Что делали утка с утятами около кузницы?
А)Щипали траву.
Б)Купались в песке.
В)Переходили дорогу.
6.Кто увидел утят около кузницы?
А)Заяц Кирюха.
Б)Ребята.
В)Дедушка Мазай.
7.Что сделали ребята с утятами?
А)Стали ловить.
Б)Покормили хлебом.
В)Погнали на озеро.
8.Кто помог освободить утят?
А)Собака Мухтар.
Б)Автор рассказа М.Пришвин.
В)Утка-мама.
Ведущий 2: Что даёт лес природе и человеку? (Лес очищает воздух от пыли)
Верно, поэтому там, где лес, всегда чистый воздух. Лес нужно беречь, ведь недаром лес называют «легкими нашей планеты». Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства, поэтому детские лагеря, дома отдыха, санатории строят чаще всего в лесу. Лес является защитником водоемов и почвы. Также не надо забывать, что лес является домом для животных, грибов, ягод, лекарственных растений. Без него пересохли бы реки и озера.
Ведущий 1: Лес лечит людей. Листья многих деревьев выделяют полезные вещества. От них погибают болезнетворные бактерии. В лесу произрастает много лекарственных растений, грибов и ягод. И вообще в лесу улучшается настроение и укрепляется здоровье!
Лес с древних времен одевает, кормит, обувает. Как вы это понимаете? И сейчас жизнь многих людей связана с лесом. Лес дает древесину, которая широко используется в хозяйстве.
Ребята, скажите, где используют древесину? (делают дома, мебель, заборы, дрова, лыжи, также из древесины изготавливают тетради, книги, парты, столы и множество других предметов. Разработку леса ведут лесорубы, их работа очень тяжелая. На них расходуется очень много древесины, а лес растёт медленно. Для его роста требуется не менее 100 лет).
Поэтому мы должны беречь лес.
Ведущий 2: Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Слушайте внимательно: если так поступать правильно, говорим «да», если так поступать плохо – «нет»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду (нет)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Ведущий 1: Игра «Экологический светофор» (карандаши или фломастеры 3 цветов: зеленый, желтый, красный). Сигналы этого светофора означают то же самое, что и на проезжей части дороги.
Красный свет – природе вред! (стоп!)
Желтый – осторожно! (определенные правила)
Свет зеленый – как красиво!
Скажет лес тебе: «Спасибо!» (добрые дела)
Итак, красный свет зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе. Желтый свет, чтобы мы соблюдали определенные правила поведения. Зеленый свет – когда мы для природы делаем добрые дела.
Давайте представим, что мы всем классом отправляемся в поход и нам необходимо собрать рюкзак. Но один наш одноклассник уже собрался и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе.
Мальчик взял:
*Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера, чтобы не кусали насекомые (желтый свет)
*Нож, чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра (красный свет)
*Зажигалку, чтобы разжечь костер, если устанет (красный свет)
*Магнитофон, чтобы послушать новые записи (красный свет)
*Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он посадил прошлый раз по краю оврага (зеленый свет)
*Пакет с хлебом и крупой для уток, живущих на озере (зеленый свет)
*Сачок для ловли бабочек (красный свет)
*Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей (желтый свет)
Молодцы, ребята, вы знаете, что надо брать в лес, чтобы не навредить природе!
Природа дает человеку очень много, поэтому ее нужно беречь. Берегите природу, не обижайте животных и птиц, всегда соблюдайте правила поведения в природе и подсказывайте их другим. Давайте будем стремиться, чтобы нас любили звери и птицы и доверяли нам повсюду, как своим самым верным друзьям!
Ведущий 2: Ребята, мы вам предлагаем прочитать интересные, познавательные произведения Михаила Михайловича Пришвина
Рассказ «Журка»
Этот замечательный рассказ учит, что с помощью доброты и ласки можно добиться любви даже самой необыкновенной птицы. Доброта делает мир лучше.
Рассказ «Кладовая солнца»
Этот рассказ дает нам многое понять. И то, что нужно беречь и любить все живое, что даже домашние животные способны выручить тебя из беды, и тем самым показать, что они могут быть хорошими друзьями, преданными своим хозяевам.
Рассказ «Моя родина»
Интересное произведение учит любви к родине.
Рассказ «Хромка»
Рассказ учит доброте к животным. Человек должен бережно относиться к природе и помогать ей, а не уничтожать и портить. Важно помогать животным в трудной ситуации.
Рассказ «Таинственный ящик»
Рассказ учит тому, что главным оружием человека является ум, а находчивость и смелость помогают найти выход из самой трудной ситуации.
Золотой луг
О том, что надо любить природу, быть внимательным, развивать умение наблюдать. Бережно и чутко относиться ко всему живому.
Ведущий 1: Предлагаю просмотр мультфильма по произведению М.М.Пришвина «Крепыш».
Сценарий праздника в летнем пришкольном лагере:
«День Государственного флага Российской Федерации»
Назначение: данный сценарий можно провести в летнем лагере, может быть интересен воспитателям детского сада, педагогам дополнительного образования, работникам клуба, которые ведут работу с детьми во время летних каникул, учителям обществознания, истории, начальных классов.
Описание: данная разработка сценария составлена для проведения Дня Государственного флага России во время летних каникул. Ребята познакомятся со стихотворениями о флаге Российской Федерации, поучаствуют в викторине, конкурсе рисунков «Моя Родина – Россия». Всё это будет проходить в виде путешествия по станциям: «Литературная», “Юные художники”, “Олимпиадная”.
Цель: расширение представления детей о Государственном флаге Российской Федерации
Задачи:
1. Способствовать воспитанию патриотизма, уважения к Государственному флагу Российской Федерации.
2. Развивать коллективное и индивидуальное творчество детей.
Ход праздника
Ведущий:
День 22 августа – необычный. В 1991 году Верховный Совет Российской Федерации постановил считать трехполосное знамя официальным национальным флагом России. В этот же день было постановлено считать 22 августа Днем государственного флага России.
1 чтец.
Российский флаг – Отечество и братство.
Российский флаг – священной веры флаг.
Российский флаг – наш символ и богатство.
Российский флаг – к победам смелый шаг!
(Л. Максимчук)
Ведущий:
Государственный флаг – это символ государства. Вам хорошо знакомы цвета нашего флага: белый, синий, красный.
(Трое детей, соответственно в футболках и в пилотках белого, синего и красного цвета читают по строчке, последнюю строчку произносят вместе).
2 чтец: Я – белый цвет – свобода, гордость, слава,
3 чтец: Я – синий цвет – покров родной страны,
4 чтец: Я – красный цвет – могучая держава,
Вместе: Все вместе мы – едины и сильны!
(Л. Максимчук)
5 чтец.
Разноцветный флаг России –
Белый, синий, красный цвет.
Самый для меня красивый,
Краше флага в мире нет.
Честь и правда в этом флаге,
Кровь, пролитая в бою,
Смелость, доблесть и отвага,
Вера в Родину мою!
(М. Бебина)
6 чтец.
Три полоски флага — это неспроста:
Белая полоска — мир и чистота,
Синяя полоска — это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска — подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак —
Доблестный трехцветный наш российский флаг!
Ведущий: Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище.
Флаг можно увидеть над всеми государственными зданиями нашей необъятной Родины.
Все российские корабли уходят от родных берегов под бело-сине-голубым полотнищем.
Реет наш флаг и над всеми зданиями в других странах, где работают российские дипломаты.
Флаг России поднимают на Олимпиадах в честь победы российских спортсменов. Например, на летней Олимпиаде в Рио-де-Жанейро 19 раз поднимался Государственный флаг России во время награждения наших спортсменов-победителей золотыми медалями.
Ведущий: Сегодня День флага России.
Внимание! Для поднятия флага Российской Федерации к флагштоку приглашаются… (называет фамилии лучших детей)
Смирно! Равнение на Государственный флаг Российской Федерации! Флаг поднять!
(Звучит Гимн России, флаг медленно поднимается). Вольно!
7 чтец.
Ко Дню Российского флага
Российский флаг — Петра творенье,
Недавно был твой юбилей.
Три сотни лет уже нетленно,
Ты гордо реешь на земле.
Земле славянского народа,
Исконно русских городов.
Ты — символ мира и свободы,
Умытый кровью за нее…
Российский флаг — Сибирь, Камчатка,
Алтай, Карелия, Ямал.
Руси просторы. Ты — лампадка
Тебя тушили — оживал.
И семь десятков лет забвенья,
Но снова реешь над страной.
Петра Великого творенье,
Ты — символ наш, ты — символ мой.
(А. Латаев)
Ведущий: Вас, ребята, ждет еще продолжение праздника. Сейчас вы отправитесь в путешествие по станциям: «Литературная», «Юные художники», «Олимпиадная». Просим командира каждой команды получить маршрутные листы!
(Каждая команда получает маршрутный лист, на котором указано, на какую станцию следует идти. Время работы на станции – 10 минут. Ответственный по станции организуют соответствующую работу, ставит оценку в маршрутном листе.)
Путешествие по станциям.
Станция «Литературная»
Задание. Выразительно прочитать стихотворение ” Флаг – это символ Родины” Сергея Кореннова о просторах нашей Родины. Члены команды по очереди читают с карточек четверостишия. Максимальный балл за всё стихотворение – 10.
Флаг – это символ Родины
Флаг – это символ РОДИНЫ,
Гордость ее и честь.
Может быть, запах смородины,
Может быть, добрая весть.
Это поле с колосьями,
Это наш общий «лаг»,
Сани по снегу полозьями –
Все это наш с вами Флаг.
Пусть в историческом свете
Менял он размер и цвет
Нигде на нашей планете
Другого такого нет.
На Куликовом поле
Ветер его колыхал.
В изгнанье он был и в неволе
Вместе с Москвой полыхал.
Был он в победах славных,
Горечь делил утрат.
Участник событий главных.
Он как отец иль брат.
На полюсе был не однажды,
Космос не раз покорял.
Первым там был он дважды
Над всей Землёю сиял.
В атаку бойцы шли с ним смело,
Он «украшал» Рейхстаг.
За РОДИНУ, правое дело
Все это наш с вами флаг.
В жизни не только победы,
Случается что-то не так,
Но представляешь Деда
Как он несет наш флаг
Как он с одной гранатой
Танкам наперерез…
Ну а потом – с лопатой,
В трактор потом залез.
Послевоенное время,
Поднятая целина,
Флаг был для всех, что стремя.
За флагом была страна.
Наша сегодня задача
Традиций не растерять,
Прошлая чтоб удача
Не повернулась вспять.
Белый, синий и красный,
Свобода, верность и кровь
Даже в период ужасный
В нем ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ.
Флаг – это символ ОТЧИЗНЫ,
Гордость ее и честь.
Это для всех святое!
И у меня он есть.
(С. Кореннов)
Станция «Юные художники»
Если позволяет погода, то дети рисуют цветными мелками на асфальте рисунки по теме «Моя Родина – Россия». Обязательно, чтобы в каждом рисунке присутствовал Государственный флаг РФ. Если данный конкурс проходит в помещении, то можно предложить на ватманском листе нарисовать общий рисунок по теме.
Станция “Олимпиадная”
Проводится олимпиадное задание по теме «Российский флаг» с выбором правильного ответа. За каждый правильный ответ команда получает балл.
1. Современный государственный флаг России состоит из полос сверху вниз:
а) белая, синяя, красная;
б) белая, красная, зеленая;
в) синяя, белая, красная;
г) Красная, белая, синяя.
2. Отношение ширины флага к его длине:
a) 2 : 4;
b) 2 : 3;
c) 3 : 2;
d) 3: 3
3. Кто определил точное расположение горизонтальных полос совпадающее с древним пониманием строения мира: снизу – физический, плотский (красный); выше – небесный (синий); еще выше – божественный (белый)?
a) Екатерина Великая
b) Пётр Великий
c) Ленин В.И.
d) Сталин И.В.
4. День государственного флага РФ празднуется 22 августа с:
a) 1996 года;
b) 1991 года;
c) 1990 года;
d) 1994 года;
5. Утвержденное в 1918 г. Знамя РСФСР было:
a) бело-сине-красного цвета;
b) красного цвета;
c) желтого цвета;
d) красного цвета с синей полосой.
6. На флаге СССР было изображение:
a) красной пятиконечной звезды;
b) красной пятиконечной звезды, серпа и молота;
c) серпа и молота;
d) двуглавого орла.
7. Какой цвет не используется в изображении Российского флага?
a) белый;
b) синий;
c) голубой;
d) красный.
8. Федеральный конституционный закон “О Государственном флаге Российской Федерации” был принят в декабре….года
a) 2000 года.
b) 2001 года.
c) 2002 года.
d) 2003 года.
9. Кто нёс флаг Российской Федерации на закрытии Игр-2016 в Рио?
a) Алия Мустафина
b) Елена Веснина и Екатерина Макарова
c) Наталья Ищенко и Светлана Ромашина
d) Александр Лесун.
(Через час все участники собираются на площадке. Пока жюри подводит итоги, звучат песни о Родине. Затем дети строятся по командам. Проводится награждение победителей и участников, вручаются грамоты и призы.)
Ведущий.
Взвейся в небо, флаг России гордой!
В лучезарном небе вознесись!
Триколором – красным, синим, белым,
Гражданин России, ты гордись!
(В конце праздника можно отпустить в небо “воздушный триколор”)
Викторина “Путешествие в мир сказок”
Вед.
Здравствуйте, ребята! Начинаем наше путешествие в мир сказок. Поднимите руку те, кто любит сказки. Я очень рада, что вы любите эти замечательные произведения. Ведь именно со сказками мы знакомимся с ранних лет. Когда вы были совсем маленькими, ваши мамы, бабушки рассказывали вам сказки : про румяного колобка, про курочку Рябу, про репку. Вы чуть-чуть подросли, и вот уже ваши лучшие друзья герои “Телефона”, “Мойдодыра”, “Доктора Айболита” из сказок Чуковского, герои сказок Сутеева, Перро, братьев Гримм, Андерсена: Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с новыми сказками народными и авторскими. Благодаря сказкам, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаетесь добротой.
Сказочная разминка.
Постарайтесь быстро ответить на вопросы:
– От кого убежала посуда? (от Федоры из сказки Чуковского “Федорино горе”)
– Как зовут сказочную девочку, перепрыгнувшую через костёр и превратившуюся в облачко? (Снегурочка из русской народной сказки “Снегурочка”)
– Как зовут девочку, побывавшую в стране чудес? (Алиса из сказки Кэрролла “Алиса в Стране чудес”)
– Кто стоял за внучкой в сказке “Репка”? (Жучка)
– Сколько человек тянули репку?(3)
– Кто спас от паука муху, нашедшую копеечку по пути на базар? (комар, сказка Чуковского “Муха- Цокотуха”)
– На чём летели в одной из сказок Чуковского комарики? (на воздушном шарике, сказка “Тараканище”)
– Как зовут лучшего друга Малыша из сказки Астрид Линдгрен? (Карлсон, сказка “Малыш и Карлсон”)
– Как звали курицу, несущую золотые яйца? (Ряба)
– Какая птица в известной русской народной сказке не смогла накормить лису? (журавль)
– Как звали ловца пиявок из сказки “Золотой ключик, или Приключения Буратино”? (Дуремар, автор сказки А.Толстой)
– В какой сказке из простого ячменного зерна вырастает красивый цветок- тюльпан? (сказка “Дюймовочка”, автор Х.Андерсен)
– Как зовут королевича, из сказки А.С. Пушкина, оживившего мертвую царевну?(королевич Елисей, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”)
– Как звали самого умного коротышку в книге Н.Носова “Приключения Незнайки”? (Знайка)
– Как начинает А.С. Пушкин “Сказку о царе Салтане”? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком:)
Конкурс “Сказочные телеграммы”
Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:
-
- Купил семена. Приезжайте тянуть. (Дед из сказки “Репка”
-
- Хвост нашли. Плакать перестал. (Ослик Иа, сказка “Вини-Пух и все-все- все”, автор А. Милн)
-
- Ключ достал. Скоро буду. (Буратино, из сказки “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, автор А.Н. Толстой)
-
- Люблю цветы только красных оттенков. (Настенька, из сказки С. Аксакова “Аленький цветочек”)
-
- Купила самовар. Приглашаю к чаю. (Муха, из сказки “Муха-Цокотуха”, автор К.Чуковский)
-
- Ушёл от зайца, волка и медведя. (Колобок, из сказки “Колобок” )
-
- Помни, всё исчезнет после двенадцати ночи.(Фея, из сказки “Золушка”,автор Ш.Перро )
-
- В гости не приду. Мотор забарахлил. (Карлсон, из сказки “Малыш и Карлсон”, автор А.Линдгрен )
-
- Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора, из сказки “Федорино горе”, автор К. Чуковского)
-
- У другу пропали очки. Попрошайничать стало трудно. Помогите.( Лиса Алиса, из сказки “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, автор А. Толстой )
- Едва не сдали на металлолом, но девочка помогла. (Железный Дровосек, из сказки “Волшебник Изумрудного города”, автор А. Волков )
Ищу шестерых братьев после страшного происшествия. (Козлёнок, из сказки “Волк и семеро козлят”)
Конкурс “Таинственная коробка”
В моей таинственной коробке находятся предметы из сказок. Отгадайте, что это за предметы.
-
- Этот предмет проглотил крокодил из сказки. Что это за предмет? Назовите автора и название сказки. (Мочалка, сказка “Мойдодыр”, автор Чуковский)
-
- Вместо этого предмета Мальвина использовала карпа. Что это за предмет? (Зеркало)
- С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Иголка)
Конкурс “Найди сказочных героев”
- Ребятам раздаются листочки с заданиями. Дети сами находят слова по вертикали и по горизонтали и с помощью цветных карандашей закрашивают их.
Сказочные герои
К | О | Л | О | Б | О | К | А | Й | Д |
А | Д | И | Л | А | П | О | Т | Ь | Ю |
Р | У | С | А | Л | О | Ч | К | А | Й |
А | Р | А | Б | Д | А | Д | О | Н | М |
Б | Е | Л | К | А | Щ | У | К | А | О |
А | М | А | Л | Ь | В | И | Н | А | В |
С | А | Л | Ё | Н | У | Ш | К | А | О |
Д | Р | А | К | О | Н | К | О | Т | Ч |
Е | Ь | К | А | Р | Л | С | О | Н | К |
Л | Я | Б | А | З | И | Л | И | О | А |
(Колобок, Кай, Лапоть, Русалочка, Дадон, белка, щука, Мальвина, Алёнушка, дракон, кот, Карлсон, Базилио, Дюймовочка, Карабас, Дуремар, Балда)
Конкурс “Сказочные коты”
Кот Васька очень гордился, что в его роду было много известных котов. Попробуйте по небольшим портретам догадаться, о ком из этих котов идёт речь.
-
- Этот “слепой” кот был очень хитрым и изворотливым, под стать своей подружке. (Кот Базилио из сказки А.Н.Толстого “Золотой ключик, или приключения Буратино)
-
- Хозяин этого кота очень хорошо помнил, на какие хитрости пускался этот плут, когда охотился на крыс и мышей, как ловко он прикидывался мёртвым, то повиснув на задних лапах, то зарывшись чуть ли не с головой в муку. (Кот в сапогах, из сказки Ш. Перро “Кот в сапогах”)
- А этот кот был добрейшей души животным, за что и поплатился, испытывая огромные неприятности и неудобства от весёлых непосед мышат. (Кот Леопольд, из сказки А.Резникова “Приключения кота Леопольда”)
- Лучшим другом этого кота в тельняшке был теленок по имени Гаврюша. (Кот Матроскин, из повести Э.Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”)
А теперь вспомните и назовите сказочных собак. (Жучка, из сказки “Репка”, Артемон, из сказки А.Н. Толстого “Золотой ключик, или приключения Буратино”, Тотошка, из сказки А.Волкова “Волшебник Изумрудного города”, Шарик, из сказочной повести Э. Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот” и т.д.)
Конкурс “Волшебные предметы”
Какие волшебные предметы были у следующих сказочных героев:
– у солдата из сказки Андерсена? (огниво)
– у Буратино? (золотой ключик)
– у Незнайки? (волшебная палочка)
– у девочки Жени из сказки В.Катаева? (цветик-семицветик)
– у Золушки? (хрустальные туфельки)
– у мачехи Белоснежки? (волшебное зеркало)
– у Бабы-Яги? (метла)
– у Алладина? (лампа с джинном)
Конкурс “Назови друзей”
Назовите друзей сказочных героев.
– у Маугли (Балу, Багира, Каа:)
– у Чиполлино (Вишенка, Редиска, кум Тыква:)
– у Малыша (Карлсон)
– у Вини-Пуха (Пятачок, ослик Иа, Кролик:)
– у Герды (Кай)
– у Буратино (Мальвина, Пьеро:)
– у Незнайки (Кнопочка, Гунька:)
– у Чебурашки (крокодил Гена)
Конкурс “Угадай-ка”
Жадным быть, конечно, плохо.
Кого обманула лисица-пройдоха?
Припомните двух неразумных зверей
И сказку про них назовите скорей.
(Венгерская сказка “Два жадных медвежонка”).
В этой книжке именины.
Многобыло там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. Кто?
(комар, из сказки К.Чуковского “Муха-Цокотуха”). С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка?
(Буратино, из сказки А.Н.Толстого “Золотой ключик, или приключения Буратино).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Кто это?
(Доктор Айболит, из сказки К. Чуковского).
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик- луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся:
(Чиполлино).
Он и весел, и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок:
(Вини-Пух).
Он дружок зверям и птицам.
Он живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино,
И известна вам давно –
Эта милая мордашка.
И зовётся :
(Чебурашка).
Девочка спит и пока что не знает
Что в этой сказке её ожидает.
Жаба под утро её украдет,
В нору упрячет бессовестный крот.
Впрочем, довольно. Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Что же за сказка?
(Дюймовочка, из сказки “Дюймовочка” Х. Андерсена) .
Была у злодея до пят борода.
В театре всех кукол он мучил всегда.
“Подайте мне плётку!”, – гремел его бас.
Скажите скорее, кто он?
(Карабас).
Викторина ” Кто где живёт?”
Подведение итогов. Награждение.
В гостях у сказки (сказочная викторина).
Назвать все предметы
Цели : развивать чувство юмора, внимание, воображение, воспитывать чувство коллективизма, умение общаться.вызвать у учащихся интерес к чтению, вспомнить прочитанные книги.
Время проведения: каникулярное, праздничное.
Праздник может проводить классный руководитель, вожатый, библиотекарь.
Форма: сценарий-игра.
Участники: четыре команды по шесть-семь человек.
Оборудование: на доске плакат: «…Русские сказки- память нашего минувшего,хранилище русской мудрости» (Н.А. Некрасов).
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех, кто пришел к нам, кто по- настоящему любит книгу.Хорошая книга-это просто праздник. Книга – это самое лучшее, что когда- либо создавал человек, потому что она нас и учит, и воспитывает, и ведет по жизни. А самое главное- она делает шире наш кругозор, развивает память. Вот и сегодня мы вас пригласили на праздник книги.Ход викторины:Итак, друзья начнем программу
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Конкурс: «Угадай героя».
Ваша первая задача в литературном лабиринте- суметь по маленькому отрывку вспомнить название произведения..
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула, три кружки,
Три кровати, три подушки.
(Русская народная сказка. Три медведя)
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал.
(Ш. Перро. Золушка)
Столяр Джузеппе- Сизый нос
Полено как- то в дом принес
Он начал что- то мастерить,
Полено стало говорить…
(А. Толстой. Приключения Буратино)
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила…
(Ш. Перро.Красная шапочка)
Хвост засунул в прорубь волк
И какой же в этом толк?
(Русская народная сказка. «Лиса и волк »)
Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Подлетает к пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает»
(К. Чуковский. « Муха-цокотуха»).
Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
45 размера
Покупал он сапоги.
И того, кто ростом мал,
На параде поднимал,
Потому что все должны
Видеть армию страны»
(С. Михалков «Дядя Степа»).
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене».
(А. Пушкин. « Сказка о царе Салтане»).
« Я тучка, тучка, тучка,
А вовсе не медведь,
Ах, как приятно тучке
По небу лететь!»
(А. Милн « Вини Пух и все- все- все»).
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.
И говорит так сладко, чуть дыша:
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки».
(И. Крылов. « Ворона и Лисица»).
Я вам буду зачитывать описание сказочного героя, а вы должны будете угадать, кого я имею в виду.
- Это героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели и ее саму, и ее бабушку.
(Красная шапочка. Из одноименной сказки Ш. Перро)
-
- Этот кровожадный владелец замка пострадал от собственного умения перевоплощаться.
(Людоед. Ш. Перро « Кот в сапогах»)
- Этот герой внешне совсем не похож на богатыря. Вместо кольчуги у него докторский халат, вместо шлема- белая шапочка, на носу очки, а в руках – саквояж. Но, как и богатыри, он совершает настоящие подвиги. Только он никого не убивает, а наоборот – лечит.
(Доктор Айболит. Из одноименной сказки К. Чуковского).
-
- Этот великан необычный. В отличие от других великанов он освоил немало профессий: был милиционером, моряком, летчиком… и всегда приходил на помощь маленьким детям
.(Дядя Степа. Из одноименного стихотворения С. Михалкова.)
- Этот герой собирался стать артистом, но его карьеру чуть не погубили пять золотых монет. У него есть двойник в сказке писателя Карло Коллоди.
(Буратино. А. Толстой « Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
- Этот мальчик очень самостоятельный, хозяйственный, любит животных. Уехал из города в деревню и организовал там свою ферму. Его приятель в свободное время занимается фотоохотой.
(Дядя Федор. Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»).
- Милая, работящая девушка, которая из замарашки превращается в настоящую принцессу.
(Золушка. Из одноименной сказки Ш. Перро)
- Банка варенья помогла этому герою, по его собственному утверждению, избавиться от высокой температуры.
(Карлсон. А. Линдгрен. « Малыш и Карлсон»)
- Этот маленький мальчик вырос среди волков. У него было много друзей: медведь Балу, пантера Багира, удав Каа и другие.
(Маугли. Из одноименного произведения Р. Киплинга).
- Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать.
(Мальвина. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино).
- Этот мальчишка очень непослушный и очень любопытный, самый упрямый и самый задиристый. В школу он не ходил, но сам учился писать стихи, играть на трубе и рисовать портреты.
(Незнайка. Н. Носов «Приключения незнайки и его друзей»)
- Этот «неизвестный науке зверь» приехал в нашу страну в ящике с апельсинами и поселился сначала в телефонной будке. Потом он нашел много друзей, и все его жилищные проблемы разрешились.
(Чебурашка. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».)
Конкурс: «Сказочная шкатулка».
Ответь на предложенные вопросы.
-
- В этой сказке рассказывается, как мачеха послала падчерицу под
- за подснежниками(12 месяцев).
Какие волшебные предметы есть в русских сказках? (палочка, гребень, топор, скатерть- самобранка, ковер- самолет).
- На чем передвигаются сказочные герои? (гуси- лебеди, ступа, сапоги- скороходы, ковер- самолет и др.)
- В этой сказке рассказывается о семи богатырях. Один мог построить железный столб от земли до неба. Другой- влезть на него и во все стороны посмотреть, третий -сделать корабль, четвертый- муху на лету убить, пятый -считать звезды. Как называется эта сказка? (Семь Симеонов).
Из какой сказки эти слова:
- «Кря- кря, мои деточки, кря- кря лебядяточки. Погубила нас злая сестра, подколодная змея» (Белая уточка).
Конкурс: « Узнай сказку»
Рыбка не простая, чешуя сверкает,
Плавает, ныряет, желанье исполняет.
(Сказка о рыбаке и рыбке»)
Конь ретивый долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой.
Конь росточком малый
Но зато удалый.
(«Конек- горбунок»)
Лисичка дом себе нашла:
Мышка добрая была
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов
(Теремок ).
Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
(Колобок).
Конкурс: « Сказка стала былью».
Давным – давно люди мечтали подняться в воздух, подобно птицам, опуститься на дно морское и чувствовать себя так, как рыбы… Мечтали и о волшебных предметах- помните сказку о горшочке, который сам кашу варил? Шло время, и некоторые мечты стали явью. Назовите чудесные изобретения человека, заменившие сказочные предметы.
Гусли- самогуды- (магнитофон) Ступа- (ракета, самолет) Чудо- зеркало-(телевизор, компьютер )Перо жар птицы (лампа, люстра). Сани, что везут сами (автомобиль )Клубок ниток, указывающий дорогу(компас). Ведущий: Молодцы, ребята, очень внимательные! А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки о книге.Я буду начинать пословицу, а вы заканчивайте.
-
- Хорошая книга – лучший…
(друг).
-
- Кто много читает- тот много…
(знает).
-
- С книгой жить- век не …
(тужить).
-
- Книга твой друг- без нее как без…
(рук).
-
- Книга поможет в труде, выручит в..
(беде).
-
- Книга подобна воде – дорогу пробьет
..(везде).А сейчас исполним песню о сказках на мелодию песни «Улыбка».
1 Знай, от сказки, хмурый день светлей, Знай, от сказки в жизни чудо происходит Поделись ты сказкою своей, Пусть она тебе друзей вокруг находит. Припев: И тогда наверняка Ты увидишь колобка Ну а бабушка Яга Станет доброй навсегда Знай, от сказки маленькой одной Перестанет плакать самый хмурый мальчик, А когда ты встретишься с бедой, Выручат тебя герои доброй сказки. Припев: И тогда наверняка Ты увидишь колобка И Снегурочка тебе во сне приснится Ну а бабушка Яга Станет доброй навсегда Верь мне – это обязательно случится.
Мы закончили игру,
Но праздник продолжается,
Жюри объявит нам итоги,
Когда посовещается .
(награждение победителей и активных зрителей)
Подошел к концу наш праздник небольшой,
Увлекательного чтения вам желаем всей душой.
Вам, девчонки, вам, мальчишки,
С книгой ладить и дружить!
Пусть любовь к хорошей книжке
С вами вместе будет жить!
Урок Мира на тему “Мир без войны и терроризма.”
Амурские следопыты( по тв-ву Сысоева)